Мао: Великий кормчий перманентной революции

Мао Цзэдун считал китайский народ пассивно-революционным, и поэтому перспективы революции в Китае представлялись весьма туманными. Не случайно Мао выбрал в качестве идеологии ленинизм (а выбирал Мао тщательно несколько лет, внимательно знакомясь с книгами и идеями) – наиболее радикальное на тот момент революционное учение, которому оказалось под силу разжечь огонь революции в крестьянской стране.
После революции 1949 г. Мао, как и Сталин, сразу восстановил историческую преемственность до и после революционных властей. Более того, Мао заявлял, что СССР и капиталистические страны – это империализм, а императорский Китай империалистом не был, а вся история Китая – это движение вперед к конечной великой цели, решать задачи по достижению которой и призвана новая власть. Но революционная пассивность народа никуда не девалась, а Мао нужно было строить новое государство, так что из арсенала была извлечена идея перманентной революции Троцкого, только направить ее нужно было вовнутрь. Великий скачок и Культурная революция стали плодом этих идей.
До конца жизни Мао китайцы постоянно с чем-то агрессивно боролись, так что уход Мао и приход политики консерватизма были встречены с облегчением.
Сложно оценить личность и наследие Мао, особенно подсчитывая убытки и потери китайского народа за период его правления. Всю свою революционную карьеру Мао объявлял войну Гоминьдану, Японии, снова Гоминьдану, внутренней контрреволюции, экономической отсталости страны, воробьям (поедавшим посевы и урожай), США вместе с СССР, а затем СССР вместе с США, либералам и интеллигенции в союзе с хунвейбинами, а затем самим хунвейбинам.
Чего точно не отобрать у Мао – он был великим социальным конструктором, Великим кормчим перманентной революции.