Сталин: революционный дух и лучший друг физкультурника

Сталин не был революционным лидером, был плохим военачальником и посредственным стратегом. Однако он обладал качествами, позволившими ему взойти на вершину власти и оставаться там до самой смерти на протяжении почти 30 лет. Среди этих качеств – владение несколькими ключевыми социально-политическими технологиями.
Первая из них – умение создавать и управлять бюрократической машиной. Вторая – технологии идеологии и формирования массового сознания.
Макс Вебер писал, что с начала Нового времени бюрократия стала заменять собой привилегированные сословия у власти и сама формировать политическую элиту. Революция убрала прежний бюрократический аппарат, но очень быстро стал возникать новый, который количественно стал превосходить царский уже в начале 20-х гг. Ленин провозглашал революционную борьбу с бюрократией, но был вынужден смириться с этой проблемой.
Сталин в начале 20-х отвечал за секретариат партии. Он создал и сформировал сильный бюрократический аппарат, который позволял партийному руководству работать на партийных и государственных должностях в тяжелые годы окончания Гражданской войны и начала мирного строительства. До начала 20-х секретариат партии большевиков был исключительно техническим органом, а первый секретарь – руководителем этой канцелярии. Сильный и верный Сталину, руководившему секретариатом, аппарат сделал позицию первого секретаря весьма значительной. Уже до смерти Ленина – в период его серьезной болезни 1921-22 гг. – Сталин стал проявлять признаки своей политической силы. Отсюда взялось ленинское письмо съезду с нелицеприятной характеристикой Сталина и призывом ограничить влияние секретариата и его первого секретаря. После смерти Ленина Сталину хватило 7 лет, чтобы перейти из малоизвестного деятеля революции в единственного и непререкаемого руководителя СССР, устранив по дороге всех революционных лидеров.
Технологии пропаганды и идеологии Сталин заимствовал у своих предшественников. У Ленина был взят “революционный блок” с его идеологией борьбы, лозунгов достижений и жертв ради светлого будущего. У царского режима была заимствована идеология государственности. Великая и непобедимая империя, центр объединения уже не только для славянских народов, но и для всех прогрессивных народов мира. Самодержавие-Православие-Народ как-то само собой трансформировалось в Партия-Коммунизм-Народ.
Сталину предстояло направить революционную энергию населения, часть которого жила революцией и не представляла свою жизнь без нее, а другая – хотела сытой и нормальной жизни и хорошо помнила, как в крайнем случае можно взяться за ружье и скинуть эксплуататоров и отобрать по справедливости, в мирное русло. Отсюда появились стройки пятилеток и ударный труд: отвлечь, занять, дать возможность прокормиться и терпеть несытую жизнь, пока в самом скором будущем не наступит эра благоденствия.
Вторая проблема состояла в восстановлении государственности и ее главных принципом, поставленных революцией где-то к стенке, а где-то под большое сомнение. Без восстановления этих принципов и патриотизма к конкретному государству можно было рассчитывать только на мировую революцию.
Дискретность истории государства Российского, привнесенная революцией: новый мир, интернационализм, мировая революция и мировое коммунистическое государство, – отпала, и со страниц учебников и монографий появился образ новой власти, как неизбежной и закономерной смены неумелого и ретроградного царского правления, как власть, которая сможет сделать Россию более великой и процветающей, что прошлой власти сделать было не под силу. Появилась четкая прямая историческая линия: московские князья-собиратели земли Русской, за которыми следовал Иван Грозный- предтеча Петра, который прорубал окно в Европу, пытался реформировать страну, боролся с заскорузлым боярством, а Петр это все смог реализовать. В 1943 г. Сталин вообще вернул в армию царские погоны и элементы формы и ввел ордена имени царских главнокомандующих.