Питирим Сорокин и Технологии революций

С самого начала научной деятельности Сорокина интересовал определенный круг проблем, которые отразились в названиях его работ: «Преступность и ее причины» (1913 г.), «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914 г.), «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» (1922). Следующий шаг развития этих тем и изучения проблематики привел Сорокина к труду «Социология революции» (1923 г.). Ряд идей затем были развиты в работах «Социальная мобильность» и «Человек и общество в условиях бедствий. (Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь)».

Сорокин представлял любые социальные группы как «замиренную среду» «с определенной организацией, с определенным фиксированным шаблоном поведения, с определенным уставом должного, запрещенного и рекомендованного взаимодействия ее членов», а нормальным состоянием группы «является консенсус взаимного поведения ее членов». Конечно, в каждой социальной группе существуют «инакомыслящие», но под давлением кар и наград эти «инакомыслящие» ведут себя согласно официальным нормам. (Сорокин П.А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. C. 142, 145). Причины революций Сорокин видит в массовом ущемлении основных инстинктов и ослаблении социального контроля. Т.е., когда у большого количество представителей общества возникают сложности с основными потребностями, общество не способно их удовлетворить и неспособно создать «противовес» этим группам, то общество начинают сотрясать бунты, мятежи, смуты, революции. (Сорокин П.А. Социология революции. М., 2005. С. 42, 320, 323). В дальнейшем исследователь теории революции Лайфорд Эдвардс дополнил эту концепцию идеей «чужаков-пришельцев», которые «расшатывают» общество своим инакомыслием. (Edwards L.P. The Natural History of Revolution. 2-nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1970. P. 24).