Шульц Э. Э. “Классовый подход” и “пролетарский характер” революции 1917 г. в России

В статье рассматривается проблема «классового характера» революции 1917 г. и правомочности термина «пролетарская революция». Автор рассматривает вопросы участия различных социальных групп в Русской революции, проводит аналогии социального состава предшествующих революций, рассматривает принцип «классовости» революции, как элемент идеологии в целях позиционирования партии большевиков и захвата власти.
Октябрьская революция 1917 г. оставила исследователям огромное количество вопросов, среди которых вопрос о «пролетарском характере» этой революции, наверное, является до сих пор одним из самых дискутируемых. Какие социальные группы или классы действительно были «двигателями» революции? Почему «пролетарские революции» произошли не в развитых капиталистических странах, как указывал Маркс, а в слаборазвитых странах? Могла ли быть революция пролетарской, если пролетариат, в самом расширенном понимании «трудового народа»: ремесленники, отхожие рабочие, промысловики, люмпен-пролетариат, составлял в России менее 10% населения? Факты антибольшевистских выступлений рабочих в Петрограде на протяжении 1918-1921 гг. и на Урале лишний раз заставляют задуматься о «классовости» Русской революции.
Классовый подход к революции – это элемент идеологии и пропаганды. Следует учитывать, что возрастной, гендерный и национальный фактор сыграли большую роль в революции и значительно бóльшую, чем классовый.
Расценивать бунт в России как исключительно классовый конфликт не только не правомерно, но и исторически вредно. Неверные выводы ведут к неверным действиям, поэтому эти выводы корректировались в среде профессиональных революционеров и «экспортеров» революции уже начиная с 30-х гг. XX в. Классические марксистские понимания классового характера и понятий пролетарской революции не позволили бы совершить революции и перевороты в странах Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии в XX в. Идея и лозунги «пролетарской революции» были использованы большевиками, а за ними и революционными «последователями», как удачный на тот момент идеологический и пропагандистский ход. Классовый принцип Русской революции может быть применен с той точки зрения, что бунт в России состоял из множества бунтов, где у различных социальных групп могли быть различные причины для выражения своего протеста.