Шульц Э.Э. Социальная утопия как идеология социального протеста

Аннотация

Статья обращается к теме социальных утопий как идеологии социального протеста и подробно разбирает социальную утопию марксизма, которая стала, с одной стороны, «продолжателем» политико-философских концепций идеального общества, а с другой, идеологией и основой производных от него идеологий большинства радикальных и массовых протестных выступлений XIX-XXI вв.

Еще Энгельс отметил роль изображения общества будущего в идеологии протестных движений. Идея создания идеального общества являлась одной из самых сильных движущих сил идеологии протеста XVI-XIX в. – от утопии Томаса Мора до «коммунистических теорий». Значимость этой темы определяется не только ролью всех социальных утопий в психологии социального протеста, но и тем, что, во-первых, марксизм стал «продолжателем» политико-философских концепций идеального общества, а во-вторых, марксизм стал идеологией и основой производных от него идеологий большинства радикальных и массовых протестных выступлений XIX-XXI вв., и базой этого успеха служило и служит представление о коммунистическом обществе или коммунистической формации, которая должна стать венцом человеческой истории.

Марксизм представляется с иной точки зрения – не экономической теории и историко-философского учения, а с точки зрения учения-идеологии для радикальных форм социального протеста. Причины популярности и жизнестойкости марксизма, которые удивляли исследователей, начиная с Г. Лебона и до сегодняшнего дня, объясняются именно такой направленностью учения и его восприятия последователями. Марксизм не являлся принципиально новым учением с точки зрения каждого компонента, который он вобрал в себя, но ему удалось, благодаря умелому и целенаправленному подбору компонентов и их взаимосвязи и направленности на идеологическую базу революций, стать учением-религией, популярной идеологией социального протеста. Что сделало марксизм столь востребованным в качестве идеологии протеста и определило его жизнестойкость? Этот вопрос в разных его составляющих, под разным углом зрения и с разных позиций пытались решить многие мыслители, но как специальное исследование с целью разбора всех его компонентов в комплексе он до сих пор не пробил себе дорогу. Актуальность этой части исследования не вызывает сомнения, поскольку идеология радикальных форм социального протеста позволяет лучше понять психологические причины протеста, в том числе, с точки зрения технологий организации и управления бунтом, взятыми на вооружение в последнее десятилетие.