Шульц Э.Э. Теория революции Маркса в контексте общественной мысли XIX в. в Европе

В этом историческом контексте с середины XIX в. стал оформляться и теоретический подход к анализу революций немецких социальных философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Основные положения, которые впоследствии создали основу марксистской «теории революции» отражены в нескольких ключевых работах «классиков марксизма»: совместном труде Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), отдельных работах Маркса «Классовая борьба во Франции» (1850), «18 брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871), и Энгельса – «Революция и контрреволюция в Германии» (1852).

Т.о., к середине XIX в. сложился комплекс теоретических представлений о революциях, законах их возникновения и развития. Представления Маркса о революциях не возникли на пустом месте и во многом не представляют принципиально ничего нового, они «выросли» из этой исследовательской среды и генетически связаны со своей эпохой и состоянием исследовательской мысли того времени. Маркс не занимается определением революции, как явления, не вносит ничего нового в изучение алгоритма революции (стадиальность, движение и т.д.). Во взглядах на причины возникновения революций Маркс становится на сторону приверженцев «экономического подхода» и возводит его во главу угла, доводя до степени крайнего детерминизма экономическим базисом всей жизнедеятельности человека. С точки зрения последствий революций Маркс акцентирует внимание на переходе в результате революций не только к новому строю, но и к новой формации – идее, уже высказанной до Маркса, но, пожалуй, именно у Маркса получившей наибольшее значение. В чем Маркс действительно выступил новатором – это в типологизации революций: Маркс выделял революции буржуазные, пролетарские и некий промежуточный вариант в виде революций, прокатившихся 1848-49 гг. по Европе, для которых у Маркса не было названия, а в дальнейшем причисленных в марксизме к буржуазно-демократическим революциям. Следует отметить, что у Маркса не было собственной законченной теории революции, только разрозненные, хоть и многочисленные, высказывания по этой теме, основанные на достижениях современной ему исследовательской мысли, которые в начале XX века «марксисты» начали систематизировать в полноценную теорию.