Экспертное мнение в СМИ: «Перспективным может оказаться расширение Москвы за счет ее фактических городов-спутников» В Госдуме назвали возможность объединения Москвы и Подмосковья. Этот процесс, по мнению Михаила Дегтярева, можно запустить только после обращения руководителей субъектов с просьбой назначить референдум в обоих регионах. Насколько возможна и эффективна реализация данного процесса? Уместно ли в данном случае проведение референдума? Какие плюсы и минусы может повлечь за собой возможное объединение двух крупных регионов? Эдуард Шульц, директор Центра Политических и Социальных Технологий: «Проведение референдума – это не предмет обсуждения, а закон. Согласно законодательству РФ, изменение границ субъектов федерации возможно только в результате волеизъявления жителей данного субъекта (или двух субъектов в случае объединения и ряде других). Современный опыт таких изменений в России есть. Конечно, возможно пойти по пути проекта «Новая Москва» – то есть без референдума. Но представляется, что, во-первых, ошибочность такого пути уже была осознана, а во-вторых, в данном случае речь идет о значительно больших территориях, большем количестве проблем и палитре мнений по вопросу необходимости объединения, что, соответственно, вызовет социальную напряженность. Референдум даст возможность провести разъяснительную кампанию и получить решение жителей, что перераспределит груз ответственности за сложности и проблемы, которые обязательно возникнут в процессе. Что касается необходимости объединения. Это вопрос очень сложный. Оставляя в стороне вопросы экономической, политической и социальной целесообразности, остановимся на других принципиальных вопросах. Во-первых, проект с Новой Москвой показал всю сложность и проблемность таких проектов: разная инфраструктура Москвы и области (от труб до дорог) и необходимость огромного финансирования из бюджета столицы. В случае одновременного присоединения всей Московской области к Москве, Москва элементарно не справится с социальными обязательствами (повышенные пенсии, стипендии, пособия, дотации и так далее). Следующий вопрос – это система управления таким огромным регионом. Сегодня управленческие сложности – одна из проблем как Москвы, так и области. Можно предположить, что, скорее всего, эти проблемы никуда не исчезнут, а только увеличатся. Частично указанные проблемы можно решить за счет уменьшения территориальных и демографических объемов. Так, с определенных позиций перспективным может оказаться расширение Москвы за счет фактических городов-спутников столицы (Люберцы, Мытищи, Одинцово, Балашиха, Химки и другие), которые интегрированы с Москвой с экономической и логистической точек зрения. Возможно с таким подходом рассматривать расширение до уровня Центральной кольцевой автомобильной дороги. Однако здесь возникает проблема с оставшейся территорией области, для которой единственный путь – вхождение в состав соседних областей: Рязанской, Владимирской, Тверской, Тульской, Калужской, Ярославской, где, к слову сказать, в разные периоды истории России большая часть этих земель и находилась до включения в Московскую область. Есть, правда, большие сомнения, что жители проголосуют за такое решение. Все эти вопросы требуют тщательной проработки, прежде чем не то что выходить с инициативой, а начинать говорить об этих инициативах.» Страниц: 1 2