Экономика vs Психология или Технологии рейтингов-2

S&P 26.01.2015 понизило кредитный рейтинг России до уровня BB+ с негативным прогнозом.

Агентство объяснило свои действия менее гибкой монетарной политикой России и продолжением и усилением экономических санкций. Вслед за Standard and Poors ожидается понижение рейтинга и другими агентствами.

Ряд западных СМИ назвало этот рейтинг «последним ударом по России». Такая реакция, а также другие совпадения и логика конфронтационных действий последнего времени позволяет усомниться в т.н. объективности.

Во-первых, любой рейтинг изначально преследует определенные цели – это продвижение бренда рейтингового агентства и, как следствие, увеличение финансирования через различные каналы (подряд, реклама, совместные мероприятия и т.д.)

Во-вторых, подобный рейтинг связан с прогнозом, а прогноз – это всегда сфера ощущений, которая зависит от получаемой информации. Обама же заявил, что «российская экономика порвана в клочья», и этот настрой выдается многими СМИ за рубежом, что и формирует общественное мнение (и составители рейтингов не исключение).

Проблема не в самом рейтинге, а в создаваемом представлении. Известный принцип: у вас может быть все хорошо в экономике, но кто-то скажет, что все плохо, ему поверят, и у вас действительно все станет плохо. Похоже, что такое информационное вливание и представляет реальную цель. Экономика рулит всем, но психология рулит экономикой.