Технологии рейтингов и социальной базы

В других странах власть постоянно сталкивается с проблемой социальной базы в определенном диапазоне возможных решений:

  1. Определенная большая социальная группа: напр., крестьянство (для стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии) или по религиозному или национальному признаку
  2. Широкая электоральная база (все или большинство слоев общество). Обычно такой подход называют «популистский режим» (Чавес в Венесуэле, Эрдоган в Турции и т.д.).
  3. Состояние временного компромисса (характерно, например, для стран Восточной Европы). Это наиболее неустойчивое состояние для власти.

Сегодня власть в России опирается на тех, кто ходит голосовать – пожилые люди, и так называемые «бюджетники»: учителя, врачи, работники социальной сферы и правоохранительных органов и т.д., а также национальные окраины и «русскую глубинку» (где перевешивает традиционализм и консерватизм, а также существенную роль играют «лидеры мнений»). Речь идет о власти как институте, а не только в лице ее главы – президента РФ.
Отсюда вытекает и логика политических и экономических действий: подъем пенсий и зарплат бюджетникам, увеличение финансирования регионов. Такие подъемы всегда отражаются на среднем классе, так как вызывают инфляцию, дополнительные прямые и косвенные поборы, которые ложатся в самой большой степени на «зарабатывающих». Однако средний класс в силу своих особенностей формирования в России всегда на чаше весов оказывается стороной, которой готовы пожертвовать. Во-первых, Средний класс более всего представлен в столице и некоторых крупных городах, и здесь на чашу весов кладется страна и столица (плюс ряд городов). Во-вторых, средний класс выдвигает из своих рядов максимальную долю протестной массы, а если протест и так присутствует, то дополнительное ущемление принципиально не меняет ситуацию. В-третьих, часть этого класса составляет чиновничество, и чем дальше в регионы, тем эта доля значительнее, а здесь власть не видит проблем (или считает их незначительными, или решаемыми). Более того, действия во благо большинства населения за счет богатых и хорошо (с точки зрения этого населения) зарабатывающих является традиционным популистским ходом, который безотказно срабатывает.
Ярким примером являются и последние действия, связанные с управлением последствиями кризисных экономических явлений. Последствия экономического кризиса и санкций государство снова переложило в большой части на средний класс. В связи с резким падением курса рубля реальные доходы упали примерно на 30%. Рост цен затронул все слои населения, однако пенсии и зарплаты бюджетной сферы будут проиндексированы (как заявлено, с учетом реально инфляции), а иные зарплаты и доходы малого и среднего бизнеса вряд ли произведут самостоятельную индексацию (на это потребуется несколько лет и уровень дохода все равно не придет в соответствие с потерянным). При этом государство увеличило налог на недвижимость примерно в 10 раз, подъем налоговых ставок ведет к росту стоимости бензина на внутреннем рынке, высокие ставки по кредитам и тенденция к их повышению снова бьют по среднему классу, малому и среднему бизнесу.
Показательными являются и заявления ряда представителей правительства и законодательных органов власти: между инфляцией, которая ударит по всему населению, и снижением курса рубля к другим валютам, которое бьет только по небольшой группе выезжающих за рубеж, было выбрано второе. Понятно, что инфляция страны, импортирующей до 80% продукции напрямую зависит от курса национальной валюты, и рост цен происходит неминуемо и в прямой зависимости от ослабления национальной валюты (более того, у нас и отечественная продукция растет в цене сразу же вслед за зарубежными аналогами, и это национальная особенность), однако здесь для нас важно позиционирование подходов представителями власти.