Что лучше: переспать или недоесть? Или Технологии идеологии

Для справки и примера, необходимое отступление. Англичане до конца XIX в. называли свою революцию XVII в. темными временами, пуританским безумием и т.п. Английская революция была вычеркнута из учебников истории, а настоящей революцией преподносилась смена законным путем династии на английском троне в 1688 г. Только во второй половине XIX в. далекая революция и ее герои получили небольшое место на пьедестале общественной английской памяти. Немного другая, но схожая история произошла во Франции. Главный герой революции – Наполеон Бонапарт, который к революции отношения не имел, а как раз подавил ее проявления. Вы не встретите имена Робеспьера, Марата и др. революционеров, запачкавших себя и свое имя кровью сограждан в памятниках и названиях улиц (это несколько памятных табличек! Даже памятник Дантону, который сам пострадал от якобинского режима, был поставлен в Париже в честь юбилея революции с большим общественным протестом). А теперь вспомните усыпанную бюстами, картинами, плакатами и другими визуальными пропагандистскими формами нашу страну. В этом вопросе зарыта потенциальная угроза: и да нельзя, и нет нельзя. Лучший подход: память истории храним, методы осуждаем, главное – извлечь уроки и не повторять.

С одной стороны проще, с другой – сложнее, обстоят дела с образами и героями Великой Отечественной войны. Они должны быть возвращены – здесь спору нет, но нельзя повторять ошибки Советской пропаганды: высосанные из пальца побасенки, истории, противоречащие историческим фактам, должны быть пересмотрены и озвучены. Нет погоне за разоблачениями и охоте на ведьм, но да – исторической справедливости и победе здравого смысла. Если этого не произойдет, то рано или поздно все эти истории всплывут, и обязательно повлекут за собой пересмотр в массовом сознании образа Великой Войны и Великой Победы (тем более, что желающих на этом идеологическом фронте предостаточно: пересмотр итогов и образов Второй мировой – это одна из главных задач многих государств, как с геополитической, так и просто с психологической точек зрения).